Особенности и методики обучения детей иностранному языку

Всестороннее развитие детей на современном этапе предусматривает знание двух и более иностранных языков. Чтобы их изучение было эффективным и комфортным для ребенка, большое значение имеет эффективная методика иностранного языка для детей.

Сегодня специалисты рекомендуют учить иностранный язык, начиная с дошкольного возраста. Раннее изучение помогает развивать навыки общения, улучшает память и внимание, готовит ребенка к дальнейшему обучению в школе, стимулирует общее развитие.

Каждый ребенок сможет овладеть иностранным языком, но для этого необходимо учитывать особенности его возраста и использовать наиболее эффективные методы обучения.

Приведем примеры наиболее результативных методов и принципов в обучении иностранному языку, которые способствуют быстрому формированию речи, повышению интереса и мотивации к изучению языка. Их правильное и регулярное применение поможет ребенку выйти на высокий уровень владения языком, научиться общаться, избавиться от языкового барьера.

Метод коммуникативной направленности

обучение детей

Методика обучения детей иностранному языку предусматривает организацию учебного процесса с приоритетной целью общения. Изучение языка — это не только запоминание слов и грамматических правил, а умение правильно оперировать ими в ситуациях реального общения. Все задания на занятиях стимулируют ребенка задавать вопросы, участвовать в диалогах, рассказывать о себе. Для этого ему предлагают учебные ситуации, которые максимально соответствуют ситуациям в реальной жизни (школа, друзья, родители, развлечения, дом).

Принцип параллельного обучения всех видов речевой деятельности

Еще одна особенность обучения иностранным языкам — на любом этапе и уровне владения важно уделять внимание формированию различных навыков. Владение языком означает умение воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и суждения. Процесс обучения нацелен на изучение четырех видов речевой деятельности, а именно аудирования (понимания на слух), говорения, чтения и письма. Для этого ученикам предлагают выполнение различных речевых упражнений.

Обучение с учетом возрастных особенностей детей

обучение детей языкам

Методика организации учебного процесса всегда должна учитывать возрастную категорию учеников. При обучении детей дошкольного возраста приоритетной формой занятий являются игры. Игровая подача новых слов и грамматических правил помогает детям быстрее их усвоить и вызывает у ребенка искренний интерес к изучению нового материала.

Возрастные особенности учитываются также при планировании заданий на уроке. Детям дошкольного и младшего школьного возраста сложно долго концентрировать внимание на выполнении однообразных видов деятельности. Для этого рекомендуется как можно чаще менять виды заданий на занятии, использовать работу в парах и небольших группах, предусматривать физическую активность на уроке (зарядку, танец).

Применение наглядности на уроке

Использование различной наглядности на уроке способствует лучшему запоминанию новых слов, облегчает усвоение сложных грамматических явлений, позволяет опираться на особенности наглядно-образного мышления ребенка.

В курсе изучения иностранного языка сегодня используют как традиционную наглядность (картинки, таблицы, плакаты), так и возможности современных технологий (электронные презентации, аудио- и видеоматериалы, компьютерные тематические игры).

Принцип учета родного языка

Родной язык может как помогать, так и препятствовать изучению иностранного. Обучение славянских языков дается детям проще, чем английского или немецкого, поскольку они имеют много общего с русским и белорусским языками. При наличии схожих структур рекомендуется проводить параллели с родным языком, что облегчит процесс их восприятия и запоминания.

Если грамматические структуры или лексические единицы значительно отличаются, это вызывает сложности в формировании навыков. В этом случае учащимся предлагаются к выполнению специальные языковые и речевые упражнения.

Использование игр в обучении

игры в обучении

Учебный процесс изучения иностранных языков никогда не будет скучным и однообразным, если регулярно использовать игровые методы. Среди из преимуществ следует выделить:

  • возможность эффективной смены видов деятельности;
  • активизация внимания и интереса учеников;
  • внесение разнообразия в учебный процесс;
  • создание доброжелательной и веселой атмосферы на занятии, способствующей живому непосредственному общению;
  • повышение мотивации к обучению;
  • формирование соревновательного интереса, стремления к победе.

Игры на уроке помогают перейти от скучной зубрежки к интересному и познавательному процессу. При помощи игр можно не только тренировать новый материал, но и проверять уровень сформированности речевых навыков.

Наиболее эффективными в обучении иностранному языку являются ролевые игры. Во время их проведения дети могут перевоплощаться в других лиц, играть роли “врачей” или “продавцов”, реализовывать свои творческие навыки, умение фантазировать.

Все игры на занятиях направлены на реализацию определенных учебных целей, предусматривают работу над закреплением учебного материала, проводятся по четко продуманному плану, с использованием различной наглядности.