
О недостатках школьной системы пора задуматься давно: даже дети стали их замечать. Эти недостатки сказываются на учебе ребят и формировании их как личностей.
Побеседовав с одной учащейся, я убедилась, что дети уже давно все понимают в системе обучения, чего ей не хватает и что бы они хотели изменить, тем самым стало понятно, какая должна быть школа будущего. Это школа, где можно не быть гением с 10-ю баллами по предметам, а уметь учиться и любить это делать, совершая ошибки, достигать результатов, но не быть заклейменным «отличником» или «двоечником». В такой школе учащийся может допустить ошибку, может на собственном опыте ее исправить и запомнить. Это школа, в которой ошибка – не преступление и не проблема, а поиски путей решения непонятного материала.
К сожалению, и родители, и учителя требуют от детей только хороших отметок и не дают права на ошибку. Отметки – это показатель ума? Не всегда так, но все уверяют, что надо получить хорошие отметки и тогда поступишь, закончишь и т.д., иначе нет. Допустить ошибку нельзя. Почему в школе не предусмотрено ошибаться? Нужно быть роботом, а кому как не детям этого не хочется! Если же ты ошибся, то это по сути никому не надо, твои проблемы. Урок прошел, домашнее задание задано и все. Дальше проверка и снова новый материал, времени разбирать ошибки нет. На работу над ошибками есть время только (и то на 10-15 минут урока) после контрольной работы, на недопонимание и ошибки учащихся на обычном рабочем уроке времени нет. У детей также нет времени увлечься с учителем чем-то другим, более новым и актуальным, развиваться шире программы и устанавливать межличностные отношения с преподавателем. Потому что программа — есть программа: каждые академический час уже расписан, нет времени отвлечься, заболеть, отдохнуть, поговорить по душам и тем более ошибиться. А если учитывать способности каждого учащегося и его предрасположенности к предмету, то тут всё совсем печально.
Сейчас отметка – это самое главное в обучении для «системы», но на самом деле главное - пробовать, пытаться, учиться мыслить, решать проблемы и задачи, искать знания, ошибаться и не сдаваться. Развиваться можно только не стоя на месте, пробуя и пытаясь. Если ребенок ошибся раз, получил низкую отметку, его поругали, наказали, а в следующий раз он и не будет пытаться думать, максимум выучит наизусть или минимум спишет, лишь бы снова не было плохой отметки. Отметки иногда наоборот отбивают желание учиться. Они придуманы для системы и ради аттестата, а должны быть знания для собственного развития и интеллекта. Тогда школа готовила бы детей к реальной жизни, в которой надо бороться, искать и не сдаваться, несмотря на ошибки и неудачи. Пусть ошибки детей идут им только на пользу и помогают делать правильные выводы как в учебе, так и в жизни.
Ксения Циркунова









