Дети-билингвы, одинаково хорошо владеющие двумя языками, это достаточно распространенное явление. Чаще всего двуязычие характерно для семей, принадлежащих к определенной диаспоре или национальному меньшинству, или когда родители ребенка говорят на разных языках.
Умение одинаково хорошо общаться на двух языках дает человеку неоспоримые преимущества. Это не только увеличивает в будущем его шансы на хорошую карьеру, но и оказывает положительное влияние на развитие когнитивных функций, улучшает память и внимание, расширяет словарный запас.
Насколько реально стать билингвом и когда нужно начинать изучение второго языка, мы рассмотрим в нашей статье.
Содержание
Мифы о билингвизме
Формирование двуязычия у ребенка связано с некоторыми неверными представлениями и мифами.
У ребенка будет задержка речи
Существует мнение, что ребенку сложно овладеть навыками двух языков, это вызывает дефекты произношения слов и более позднее появление речи. На самом деле, это неправильное представление. Риск задержки речевого развития у ребенка, который растет в двуязычной семье, ничем не выше, чем у остальных детей.
Смешивание языков
Родители опасаются, что ребенок будет путать лексику и речевые конструкции, что приведет к непониманию и ухудшению качества речи. В действительности такое явление характерно только на раннем этапе, когда все дети испытывают сложности с правильным произношением некоторых слов или звуков.
Сначала надо выучить один язык, а потом учить другие на его основе
В детском возрасте для овладения языком не нужны знания грамматических или лексических правил. Формирование речевых навыков происходит на автоматическом уровне, в результате многократного повторения, имитации и подражания. Знание родного языка как основы понадобится только для навыков и умений иноязычной речи.
Это большая психологическая нагрузка на ребенка
Овладение языком происходит на основе жизненного опыта малыша, в процессе игр, общения со взрослыми и другими детьми, при выполнении небольших поручений. Иными словами, это естественная среда для ребенка, в которой он чувствует себя уверенно и комфортно. Большое значение имеет общение с другими детьми на игровой площадке или социализация в детском дошкольном учреждении. Эти факторы значительно ускоряют процесс полноценного овладения речью.
После трех лет уже поздно учить двуязычию
Речевые центры максимально открыты к восприятию информации до 5-6 лет. Стать билингвом имеет шанс как ребенок, который начал овладевать двумя языками с рождения, так и тот, который стал изучать второй язык немного позже — с 2-5 лет. Многое зависит от индивидуальных особенностей развития малыша, образа жизни его семьи, внимания с со стороны родителей и других взрослых.
Двуязычный ребенок будет “блуждать” между двумя культурами
Скорее наоборот, изучение языка невозможно представить в отрыве от культурного наследия его народа. Билингвизм способствует более глубокому пониманию традиций и обычаев, когда ребенок чувствует свою принадлежность сразу к двум культурам.
Вывод: практически каждому ребенку под силу научиться разговаривать одновременно на двух языках, не испытывая при этом сложностей или психологического дискомфорта.
Когда нужно начинать учить второй язык
Возрастных ограничений к изучению второго языка нет. Формирование речевых навыков хорошо начинать с первых месяцев жизни ребенка. Механизм овладения вторым языком аналогичен первому: сначала ребенок слышит речь взрослых, с которыми он проводит много времени, потом у него возникает сильная мотивация выражения собственных чувств и ощущений. Ребенок проходит несколько стадий: от имитации отдельных слогов и слов до построения фраз и вопросов.
Не следует опасаться, что в возрасте 3-4 лет малыш может путать отдельные слова и перекручивать фразы из двух языков. Возможен также перекос в сторону одного из двух языков, того, который ребенок слышит намного чаще. Но это явление временное, постепенно речевые навыки малыша будут улучшаться, при условии, что родители и другие взрослые будут уделять речи ребенка повышенное внимание.
Лучшее время для овладения двумя языками — это возраст от 1 до 5 лет, когда мозг ребенка пластичен и хорошо воспринимает новую информацию. После 6-8 лет возможность к полноценному изучению языка снижается, его можно учить как иностранный, но билингвом ребенок уже не будет.
Как вырастить билингва
Чтобы ребенок стал настоящим билингвом, его пребывание в соответствующей языковой среде должно составлять не менее 30 % времени ежедневно. В билингвальной среде желательно разделять два языка, чтобы максимально избежать речевого смешивания. Здесь удобно соблюдать принцип: один родитель — один язык.
Аналогичный подход к изучению второго языка соблюдается при использовании схожих методов:
- один язык в семье, второй — за пределами дома, например, в детском саду;
- в рабочие дни в семье общаются на одном языке, на выходных — на другом;
- поочередное использование языков через неделю;
- раздел дома на языковые зоны.
От родителей требуются определенные условия и ответственность, чтобы соблюдать установленные правила, если они хотят сделать из своего ребенка полноценного билингва. Отступление от правил приведет к поражению. В то же время, родители должны создать атмосферу в доме, которая способствует непринужденному и увлекательному обучению, без навязчивой агрессии и психологического дискомфорта для малыша.
Формированию речевых навыков способствуют:
- чтение и совместное разучивание стишков и сказок;
- участие в играх;
- просмотр мультфильмов и детских передач;
- разучивание песенок;
- стимулирование ребенка к обсуждению прочитанных книг или увиденных фильмов.
Овладение двумя языками одновременно способствует большему жизненному успеху человека, формированию более прогрессивного мышления и уважения к другим народам и культурам.