Билингвизм: можно ли научить ребенка говорить на двух языках?

Дети-билингвы, одинаково хорошо владеющие двумя языками, это достаточно распространенное явление. Чаще всего двуязычие характерно для семей, принадлежащих к определенной диаспоре или национальному меньшинству, или когда родители ребенка говорят на разных языках. 

Умение одинаково хорошо общаться на двух языках дает человеку неоспоримые преимущества. Это не только увеличивает в будущем его шансы на хорошую карьеру, но и оказывает положительное влияние на развитие когнитивных функций, улучшает память и внимание, расширяет словарный запас. 

Насколько реально стать билингвом и когда нужно начинать изучение второго языка, мы рассмотрим в нашей статье.

Мифы о билингвизме

Формирование двуязычия у ребенка связано с некоторыми неверными представлениями и мифами. 

У ребенка будет задержка речи

Существует мнение, что ребенку сложно овладеть навыками двух языков, это вызывает дефекты произношения слов и более позднее появление речи. На самом деле, это неправильное представление. Риск задержки речевого развития у ребенка, который растет в двуязычной семье, ничем не выше, чем у остальных детей. 

Смешивание языков

смешивание языков

Родители опасаются, что ребенок будет путать лексику и речевые конструкции, что приведет к непониманию и ухудшению качества речи. В действительности такое явление характерно только на раннем этапе, когда все дети испытывают сложности с правильным произношением некоторых слов или звуков. 

Сначала надо выучить один язык, а потом учить другие на его основе

В детском возрасте для овладения языком не нужны знания грамматических или лексических правил. Формирование речевых навыков происходит на автоматическом уровне, в результате многократного повторения, имитации и подражания. Знание родного языка как основы понадобится только для навыков и умений иноязычной речи. 

Это большая психологическая нагрузка на ребенка

Овладение языком происходит на основе жизненного опыта малыша, в процессе игр, общения со взрослыми и другими детьми, при выполнении небольших поручений. Иными словами, это естественная среда для ребенка, в которой он чувствует себя уверенно и комфортно. Большое значение имеет общение с другими детьми на игровой площадке или социализация в детском дошкольном учреждении. Эти факторы значительно ускоряют процесс полноценного овладения речью. 

После трех лет уже поздно учить двуязычию

Речевые центры максимально открыты к восприятию информации до 5-6 лет. Стать билингвом имеет шанс как ребенок, который начал овладевать двумя языками с рождения, так и тот, который стал изучать второй язык немного позже — с 2-5 лет. Многое зависит от индивидуальных особенностей развития малыша, образа жизни его семьи, внимания с со стороны родителей и других взрослых. 

Двуязычный ребенок будет “блуждать” между двумя культурами

Скорее наоборот, изучение языка невозможно представить в отрыве от культурного наследия его народа. Билингвизм способствует более глубокому пониманию традиций и обычаев, когда ребенок чувствует свою принадлежность сразу к двум культурам.

Вывод: практически каждому ребенку под силу научиться разговаривать одновременно на двух языках, не испытывая при этом сложностей или психологического дискомфорта. 

Когда нужно начинать учить второй язык

Возраст для обучения языкам

Возрастных ограничений к изучению второго языка нет. Формирование речевых навыков хорошо начинать с первых месяцев жизни ребенка. Механизм овладения вторым языком аналогичен первому: сначала ребенок слышит речь взрослых, с которыми он проводит много времени, потом у него возникает сильная мотивация выражения собственных чувств и ощущений. Ребенок проходит несколько стадий: от имитации отдельных слогов и слов до построения фраз и вопросов. 

Не следует опасаться, что в возрасте 3-4 лет малыш может путать отдельные слова и перекручивать фразы из двух языков. Возможен также перекос в сторону одного из двух языков, того, который ребенок слышит намного чаще. Но это явление временное, постепенно речевые навыки малыша будут улучшаться, при условии, что родители и другие взрослые будут уделять речи ребенка повышенное внимание.

Лучшее время для овладения двумя языками — это возраст от 1 до 5 лет, когда мозг ребенка пластичен и хорошо воспринимает новую информацию. После 6-8 лет возможность к полноценному изучению языка снижается, его можно учить как иностранный, но билингвом ребенок уже не будет. 

Как вырастить билингва 

Чтобы ребенок стал настоящим билингвом, его пребывание в соответствующей языковой среде должно составлять не менее 30 % времени ежедневно. В билингвальной среде желательно разделять два языка, чтобы максимально избежать речевого смешивания. Здесь удобно соблюдать принцип: один родитель — один язык. 

Аналогичный подход к изучению второго языка соблюдается при использовании схожих методов:

  • один язык в семье, второй — за пределами дома, например, в детском саду;
  • в рабочие дни в семье общаются на одном языке, на выходных — на другом;
  • поочередное использование языков через неделю;
  • раздел дома на языковые зоны. 

От родителей требуются определенные условия и ответственность, чтобы соблюдать установленные правила, если они хотят сделать из своего ребенка полноценного билингва. Отступление от правил приведет к поражению. В то же время, родители должны создать атмосферу в доме, которая способствует непринужденному и увлекательному обучению, без навязчивой агрессии и психологического дискомфорта для малыша. 

Формированию речевых навыков способствуют: 

  • чтение и совместное разучивание стишков и сказок;
  • участие в играх;
  • просмотр мультфильмов и детских передач;
  • разучивание песенок;
  • стимулирование ребенка к обсуждению прочитанных книг или увиденных фильмов.

Овладение двумя языками одновременно способствует большему жизненному успеху человека, формированию более прогрессивного мышления и уважения к другим народам и культурам.