Почему литература в школе — это «разрыв мозга»

В современной школе художественную литературу «проходят», а ведь уроки литературы  – это не сухое изложение биографий и «ковыряние» в тексте, это процесс творческий.  Сейчас школа и школьная программа  не умеют воспитывать читателя, наслаждающегося литературой как искусством. В лучшем случае, дети читают  текст и умеют писать сочинения, в худшем — не испытывают интереса к писателям, книжкам и русскому языку вообще.

Я не очень любила посещать лекции по литературоведению и считала, что «препарирование» и сухой анализ свойственны больше языку, чем литературе. Литературным произведением хочется наслаждаться эстетически, но не анализировать его. На уроках литературы занимаются больше анализом текста, поэтому школа и не может привить детям любовь к этому виду искусства. Как же это сделать? Все не так сложно: за восприятие текста  и за наслаждение им отвечают разные части головного мозга. Левое — за логику, анализ, схемы, правое — за эмоции, воображение, мечты и творчество. Поэзию, как и прозу, нельзя сухо проанализировать, это не только сплетение мыслей, но и чувств автора или героя в целый текст. Художественный текст —  это произведение искусства, в него вложены авторские чувства,  авторский стиль, эмоции, ритм, незабываемые образы. Для наслаждения произведениями Толстого, Маяковского, Пастернака не нужно знать ни историю создания произведения, ни историю эпохи, ни биографию автора, ни литературных терминов.

590 (3)


«Цель художества есть идеал, а не нравоучение»

А. С. Пушкин


 

Хорошая литература открывает нам мир чувств посредством живого языка писателя и обращается к нашему жизненному опыту, даже если он не очень велик. Чтобы художественный текст нам понравился, мы должны пропустить его через себя, пережить вместе с героями разные жизненные ситуации и почерпнуть нужные нам уроки.

Современная школа, к сожалению, не воспитывает наслаждение литературой. Дети смогут ответить на вопросы по тексту, по его содержанию, но далеко не всегда они проживают истории вместе с героями. На это способны дети среднего школьного возраста, старшеклассников же увлечь намного сложнее.

class-1986501_960_720

На уроках литературы учителя предлагают учащимся проанализировать текст с точки зрения исторической эпохи, темы, идеи, проблематики и изобразительно-выразительных возможностей языка автора. Детям такой урок кажется скучным, они не полюбят автора и текст, который не проникает в их сердца и не оставляет впечатлений. Очень часто случается так, что подростки читают книги не из школьной программы, потому что их никто не будет ругать за неправильно определенную тему, идею и т.д. Детям обязательно надо предлагать литературу для внеклассного чтения и не только на лето. Они сами прочитают произведения и придут к Вам не разбирать его, а просто поговорить по душам. Такой подход поможет воспитать любовь и к чтению, и к русскому языку в живом общении.

Если подходить к изучению литературы нестандартно, если взывать к чувствам учащихся, любить детей и свой предмет, то даже самые «древние и скучные» классики смогут возродиться в новом обличии, а  Ваши уроки станут веселыми, разнообразными, чувственными и не забудутся детьми никогда.