Метод «зеленой ручки»: проверенная техника выдающихся преподавателей

В книге Дуга Лемова «Мастерство учителя: Проверенные техники выдающихся преподавателей» (Teach Like a Champion: 49 Techniques that Put Students on the Path to College) описан принцип «зеленой пасты», который можно использовать во всех сферах воспитания и обучения. Такой подход помогает ученику любого возраста не концентрироваться на неудачах, а замечать свои успехи.

Вот суть этого метода:

Одна мама, когда ее ребенок писал в прописях, не стала подчеркивать красным стержнем ошибки, как это делают учителя в начальной школе. Напротив, она стала выделять зеленой пастой те буквы и элементы, которые у ребенка получались хорошо. Дочке очень нравился такой подход, после каждой строки она спрашивала: «Мам, какая получилась лучше всех?». И так радовалась, когда мама обводила лучшую букву со словами: «Идеально!».

В чем разница между подходами?

В варианте с подчеркиванием ошибок красной пастой, мы концентрируем ученика на этих ошибках, при этом, в фотопамяти откладываются именно те буквы, которые написаны коряво, те слова, которые написаны с ошибками. Хотим мы этого или нет, но человек бессознательно запоминает то, что выделено.

Метод «зеленой ручки», напротив, помогает концентрироваться на том, что правильно. Ученики получают совершенно иное восприятие, иные эмоции. Они стремятся повторить то, что было идеальным, а это уже совершенно другая мотивация: не стремление избежать ошибки, а стремление сделать хорошо.
Мы с самого детства привыкаем концентрироваться на недостатках, на том, что «выделено красным стержнем». Нас приучали к этому не только в школе, но и дома, когда чаще делали замечания за то, что сделано неправильно, чем хвалили за то, что мы сделали хорошо. Это и становится самой частой причиной неудовлетворенности в жизни.

Внедряя принцип «зеленой пасты», вы увидите, что даже если вы не указываете ребенку на ошибки, они постепенно уходят сами собой, потому что ребенок стремится сделать отлично сам, по своей доброй воле.